УВАЖАЕМЫЕ КАНДИДАТЫ!

Предоставляем обзор и краткий анализ последних изменений в избирательном законодательстве в соответствии с вступившими в силу изменениями Федеральных законов произведенный
территориальной избирательной комиссией
города Таганрога.

В целом положения в избирательном законодательстве не претерпели кардинальных изменений, но ряд норм и процедур были существенно уточнены.

В соответствии со ст.ст. 33, 35  Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФЗ-67 от 12.06.2002 г. более четко сформулирована обязанность политических партий, участвующих в выборах, о необходимости извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.   

Кроме того, внесенными изменениями предусмотрено, что части территорий, которые должны соответствовать территориальным группам в составе списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания, должны иметь те же границы, что и одномандатные избирательные округа.

При заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам организующая выборы избирательная комиссия после заверения такого списка передает в нижестоящие окружные избирательные комиссии не подлинник заявления о согласии баллотироваться, а его копию.

Кандидаты, выдвинутые непосредственно, при представлении своих документов должны предъявить паспорт. При этом копии паспорта и других документов, подтверждающих сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться, заверяются самим кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения при выдвижении кандидата в составе списка кандидатов.

Если кандидат менял фамилию, должны быть представлены копии соответствующих документов.

Уточнено, что в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения о судимости должны включать не только название статьи уголовного кодекса, но и номер соответствующего пункта или части статьи.

В законе уточнён  статус кандидатов в депутаты, выдвинутых по одномандатным избирательным округам избирательным объединением списком. Теперь соответствующий гражданин приобретает статус кандидата только после представления непосредственно в окружную избирательную комиссию предусмотренных законом документов, а не с момента поступления в нее заявления о согласии баллотироваться.

Продлен срок регистрации доверенных лиц – с трех до пяти дней.

В части уточнения правил учета избирателей предусмотрено, что сведения об избирателях, находящихся в местах временного пребывания, представляет в избирательную комиссию руководитель организации, в которой избиратель временно пребывает.

Одними из важнейших внесенных изменений являются определение правового положения наблюдателей на выборах и их работы в участковых избирательных комиссиях.

Так, в соответствие с ч. 4 и ч. 5 ст. 33 ФЗ-20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 г. зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, зарегистрированных кандидатов предоставлено право назначать в одну избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые вправе осуществлять наблюдение в помещении для голосования поочередно. При этом одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Одновременно у членов избирательных комиссий, чьи полномочия были приостановлены, появилось право быть назначенными наблюдателями.

Согласно ч. 3.1. ст. 33 ФЗ-20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 г.  условием осуществления права на назначение наблюдателей в участковые избирательные комиссии со стороны зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений является предварительное, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования), представление списка назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления – в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель  направляется.

На основании п. 7 и п. 7.1. ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФЗ-67 от 12.06.2002 г. наблюдатель, как и ранее, должен иметь на руках направление, выданное зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением. В то же время указанное направление должно быть представлено в участковую избирательную комиссию либо за день до голосования (дня досрочного голосования), либо в день голосования и только тем наблюдателем, который внесен в список наблюдателей, направленный в территориальную избирательную комиссию.

Согласно п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФЗ-67 от 12.06.2002 г. лица имеющие право присутствовать в помещении для голосования, вправе приступить к выполнению своих функций не менее чем за один час до начала голосования. В течение дня голосования наблюдатели и иные лица вправе осуществлять свои полномочия как непрерывно, так и в любое выбранное ими время, им гарантируется свободный доступ в помещение для голосования и помещение, в котором ведется подсчет голосов избирателей.

Ранее до нововведения вышеуказанной нормы в практике проведения выборов было отмечено, что избирательные участки открывали с запозданием. 

Наблюдатели могут осуществлять фото-видеосъемку процесса голосования, но только с того места, которое определено председателем участковой комиссии, и с предварительного уведомления председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

В части указанного изменения следует обратить внимание, что это право было у наблюдателей и раньше, только оно регламентировалось не федеральным законом, а постановлением Центризбиркома «О разъяснении порядка ведения наблюдателями фото-видеосъемки в помещении для голосования».

Функции по осуществлению контроля за соблюдением порядка в помещении для голосования возлагаются законом на председателя участковой комиссии, распоряжения данного лица являются обязательными для всех присутствующих в указном помещении.

В случае нарушения членами участковых комиссий, иными присутствующими  в помещении лицами законодательства о выборах Российской Федерации, такие лица либо отстраняются от своей работы, либо удаляются из помещения для голосования. При этом факт допущенного нарушения должен найти подтверждение в суде. Исполнение судебного решения возлагается на правоохранительные органы, которые также отвечают за безопасность и общественный порядок в помещении для голосования и на избирательном участке.

В настоящее время по вышеуказанным изменениях ведутся активные обсуждения, поскольку появился новый порядок отстранения членов комиссии от работы и удаления наблюдателей из помещения для голосования. Согласно п. 12 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФЗ-67 от 12.06.2002 г., осуществить данные процедуры можно будет только в судебном порядке. В этой связи могут возникнуть объективные проблемы, связанные прежде всего с рассмотрением дела, в день голосования, тем самым будут соединены два процесса избирательный и судебный, участниками которых будут одни и те же лица. В то же время данное положение уже имеется в изменении закона «О выборах депутатов Государственной Думы» подписанного президентом РФ в 2014 году.

Также следует отметить о внесенных корректировках в понимание вопроса о начале избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, соответствующего агитационного периода.

Так, на основании п.п. 1, 2 ст. 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФЗ-67 от 12.06.2002 г агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов, то есть с момента проведения партийного форума по выдвижению кандидата, кандидатов, списка кандидатов.

Агитационный период для кандидата выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу списком – со дня представления в окружную избирательную комиссию документов, необходимых для его выдвижения.

Согласно ч. 8 прим. 2 ст. 48 ФЗ-20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 г. следует обратить особое внимание на требования к использованию высказываний и изображений физических лиц в ходе предвыборной агитации.

Так, лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

В соответствие с ч. 8 ст. 62 ФЗ-20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 г. использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего права проводить предвыборную агитацию, об избирательном объединении, выдвинувшем список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) не допускается.

На основании ч. 8, ч. 8.1., ч. 9 прим. 1 ст. 48 ФЗ-20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 г. использование высказываний иных лиц о кандидате, политической партии (за использование высказываний лиц, которым законом,  безусловно запрещено участвовать в агитации) возможно только с их согласия, которое предоставляется при опубликования таких высказываний в СМИ в соответствующую избирательную комиссию.

При этом согласие на использование высказываний физических лиц не требуется:

- если о политической партии высказался сам кандидат;

- если используется обнародованные высказывания о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

- а также высказывания (цитаты) из агитационных материалов иных кандидатов, политических партий, выпущенных в соответствии с законом.

Согласно ч. 9 прим. 1 ст. 62 ФЗ-20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 г. в агитационных материалах кандидат может использовать только свое изображение, в том числе среди неопределенного круга лиц (при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях, а политическая партия – выдвинутых ей на соответствующих выборах кандидатов, в том числе среди неопределенного круга лиц, никаких иных исключений не предусматривается, в том числе для родственников кандидатов).

Для справки следует указать, что авторами вышеуказанных изменений в законодательстве об ограничениях на использование в агитационных материалах изображений и высказываний лиц, не являющихся кандидатами на выборах являются депутаты от ЛДПР, которые отметили, что идея данного законопроекта заключается в том, чтобы прекратить «порочную практику, когда отдельные кандидаты или партии прячутся за спинами известных лиц».

Кроме того, вводится запрет на использование в агитационных материалах высказываний и изображений несовершеннолетних детей кандидата, а также изображений супругов, родителей и других близких родственников без их согласия.

В соответствии с ч. 8 ст. 62 ФЗ-20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 г. на выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления на кандидатов и избирательные объединения возлагаются обязанность представлять электронные образы агитационных печатных материалов, а также документы, подтверждающие оплату их изготовления из средств избирательного фонда. При это физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, запрещается изготовление агитационных печатных материалов.

На основании ч. 7, ч. 9, ч. 10, ст. 65 ФЗ-20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 г. участие для кандидатов, избирательных объединений в совместных мероприятиях становится обязанностью, а не правом (за исключением специально оговоренных федеральными законами случаев). В совместных агитационных мероприятиях могут участвовать только зарегистрированные кандидаты лично (в том числе от имени избирательных объединений). Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет уменьшения общего объема эфирного времени, отведенного на совместные мероприятия. Совместные агитационные мероприятия на каналах организаций телерадиовещания могут не проводиться только в том случае, если с учетом общего объема эфирного времени такого времени не хватает на хотя бы одно совместное агитационное мероприятие, в ходе которого на одного участника придется не менее пяти минут.     

В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ предусмотрено, что положения, регламентирующие порядок обращения взыскания на денежные средства должника, не распространяются на средства, находящиеся на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Глава 5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дополнена нормой, согласно которой в случае вмешательства в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, либо создания помех участию избирателей, участников референдума в голосовании, виновные граждане и должностные лица могут быть подвергнуты административному взысканию в виде штрафа.