НАБЛЮДАТЕЛЯМ



УВАЖАЕМЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ!

Наблюдение за выборами, организованное в соответствии с избирательным законодательством Российской Федерации, является одним из важных условий повышения доверия к избирательному процессу, защите избирательных прав граждан, прозрачности и открытости выборов. Осуществляя свою деятельность, наблюдатели должны  вести наблюдение объективно и качественно. Подпункт 42 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гласит: «Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума».

Территориальная избирательная комиссия города Таганрога надеется, что настоящая информация поможет наблюдателям выполнить возложенную на него задачу наблюдения за выборами в соответствии с действующим законодательством.

Правовые основы организации наблюдения за выборами.

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 12.06.2002г № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

-  Федеральный закон от 22.02.2014г «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 11.07.2001г № 95-ФЗ «О политических партиях»;

- Федеральный закон от 10.01.2003г № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»;

- Нормативные акты Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации.

О периоде наблюдения.

(часть 3 статьи 30 ФЗ № 67-ФЗ « Об основных гарантиях…»,

часть 5 статьи 32 ФЗ № 20 – ФЗ «О выборах депутатов Гос. Думы»)

С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

Статус наблюдателя.

(статья 33 ФЗ № 20 – ФЗ «О выборах депутатов Гос. Думы»)
Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, достигший на день голосования 18 летний возраст. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом.
В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных законом. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. 
Политическая партия, зарегистрированный кандидат, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее, чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется. Направление должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования, либо непосредственно в день голосования. В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке.
Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию.

Права и обязанности наблюдателей.

(статья 33 ФЗ № 20 – ФЗ «О выборах депутатов Гос. Думы»)

Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка  с  момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;
6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов;
8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;
9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Помещение для голосования.

(Статья  78 ФЗ № 20 – ФЗ «О выборах депутатов Гос. Думы»)

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (за исключением карандашей). В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд (информационные стенды), на котором (на которых) размещает информацию обо всех федеральных списках кандидатов, кандидатах выдвишувшихся по одномандатному избирательному округу внесенных в избирательный бюллетень.
На информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, наименования политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов. На информационном стенде размещаются извлечения из уголовного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах.
В помещении для голосования должны находиться увеличенные формы протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала. В качестве стационарных ящиков для голосования могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы для обработки избирательных бюллетеней.

Что должен знать наблюдатель.

Работа избирательной комиссии в день голосования начинается до открытия избирательного участка. В день голосования до наступления времени голосования погашаются неиспользованные открепительные удостоверения. Непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой избирательной комиссии предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, лицам,  присутствующим на избирательном участке, пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются).
Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса непосредственно перед наступлением времени голосования получают от председателя участковой избирательной комиссии список избирателей или книги, на которые разделен список избирателей, а также избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. После этого председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и приглашает избирателей приступить к голосованию.
В соответствии с действующим законодательством голосование   проводится с 8-00 до 20-00. В течение дня голосования участковая избирательная комиссия по телефону передает данные в ТИК: в 8-00 об открытии участка; в 10-00, 12-00, 14-00, 16-00, 18-00, 19-00 информацию  об участии избирателей в голосовании.
Регистрация заявлений (устных обращений) избирателей о предоставлении  возможности  проголосовать вне помещения для голосования УИК осуществляет   в день голосования до 14 часов. На выборах депутатов Государственной Думы  избиратель в день голосования может проголосовать по предъявлении открепительного удостоверения (как в помещении, так и вне помещения для голосования). Открепительное удостоверение у избирателя изымается.